Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Информация о разработке проекта Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://lenin.cap.ru/

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N Пр-218, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разрабатывается проект федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы».

При разработке проекта названной программы Министерство исходит из того, что одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) от 26 мая 2004 г., а также в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 28 июля 2004 года, является снижение вдвое за десятилетний период численности бедного населения.

Инвалиды – одна из малоимущих и социально уязвимых категорий населения.

С принятием в 1995 году Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" произошли кардинальные изменения, явившиеся следствием принципиально новых подходов государства к решению проблем инвалидности.

В отличие от периода до принятия названного Федерального закона, когда основной упор делался на пенсионном обеспечении, что вело к фактической изоляции инвалидов от общества, стратегическим направлением стало формирование системы комплексной многопрофильной реабилитации, направленной на восстановление и реализацию потенциальных способностей инвалидов. Целью реабилитации является реинтеграция инвалидов в общество, улучшение из материального положения, повышение уровня независимой жизнедеятельности с тем, чтобы жизнь инвалидов была достойной, а основные блага были бы для них доступными.

Прямые расходы федерального бюджета на решение проблем инвалидов ежегодно возрастали и в 2004 году составили 31,6 млрд. рублей. В среднем на одного инвалида расходы федерального бюджета выросли с 1741 рубля в 2001 году до 2772  рубля в 2004 году  (рост на 59,2%).

Однако, несмотря на принимаемые меры, отмечается увеличение общего числа инвалидов. Согласно действующей статистической оценке, численность инвалидов увеличилась с 6,3 млн. в 1995 г. до 11,4 млн. в 2004 году. Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости населения, дорожно-транспортных происшествий, травм и отравлений, сложной социально-экономической ситуацией в стране. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1,0 млн. впервые.

Основную долю (64%) составляют инвалиды 2-ой группы, а вместе с инвалидами 1-ой группы этот показатель составляет около 80%. Увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Число последних возросло с 453,7 тыс. в 1995 году до 613,0 тыс. в 2004 году.

Свыше 120 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы.

При этом эффективность проводимых реабилитационных мероприятий не высока. Ежегодно лишь в 3-5% случаев удается восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности для вышеуказанных категорий населения, что не дает возможности подавляющему большинству из них влиться в среду здоровых людей и самостоятельно обеспечивать  приемлемый уровень достатка для себя и своей семьи, преодолеть барьер малообеспеченности, подняться с низшей ступени  в социальной и экономической иерархии.

Таким образом, решение проблемы реабилитации инвалидов, создания условий для реабилитированных граждан по возобновлению их полноценного участия в трудовой деятельности и тем самым достижение ими экономической независимости полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации, поскольку реально обеспечивает снижение уровня бедности в стране.

Целями предлагаемой федеральной целевой программы являются создание условий и предпосылок для роста числа реабилитированных инвалидов и  обеспечения их интеграции в общество; увеличения количества инвалидов, ежегодно возвращающихся к труду, общественной и бытовой деятельности, включая инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы; повышение уровня и улучшения качества их жизни.

Задачи предлагаемой Программы:

повышение качества и увеличения объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

создание системы реабилитационных институтов, обеспечивающих восстановление способностей инвалидов к взаимодействию с обществом;

совершенствование системы медико-социальной экспертизы, ее качественная объективизация;

активизация формирования реабилитационной индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации, национального рынка средств реабилитации и реабилитационных услуг для инвалидов;

разработка и внедрение инновационных технологий реабилитации инвалидов и создания импортозамещающих реабилитационных изделий;

укрепление материально-технической базы реабилитационных  учреждений и предприятий;

обеспечение доступности для инвалидов возводимого жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта;

обеспечение мероприятий по поддержке предприятий общероссийских общественных организаций инвалидов.

Реализация предлагаемых целей и задач создаст условия для сокращения численности инвалидов и ежегодный возврат к самостоятельной профессиональной, общественной и бытовой деятельности  до 150-160 тысяч инвалидов.

Предлагаемая Программа должна стать продолжением федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" (далее – завершающаяся Программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 г. N 36.

Всего на реализацию завершающейся Программы за счет средств федерального бюджета было предусмотрено (в ценах 1999 года) 1524,2 млн. рублей. Из общего объема бюджетного финансирования 342,0 млн. рублей составили государственные инвестиции, 37,1 млн. рублей – средства, выделенные  на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, и 1145,1 млн. рублей – средства на прочие нужды.

В ходе выполнения завершающейся Программы:

·                осуществлены мероприятия по совершенствованию нормативно-методического обеспечения, укреплению материально-технической базы и развитию учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

·                разработан и внедрен ряд  новых  реабилитационных технологий;

·                осуществлялось оснащение федеральных и региональных реабилитационных учреждений современной реабилитационной техникой, оборудованием и автотранспортом, приспособленным для перевозки инвалидов;

·                проводились мероприятия по развитию реабилитационной индустрии, внедрению в производство новых технических средства реабилитации;

·                осуществлялась разработка современных нормативных требований для формирования доступной для инвалидов окружающей среды жизнедеятельности;

·                разрабатывались учебные программы и учебные планы переподготовки и повышения квалификации специалистов для учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

·                основным общероссийским общественным организациям инвалидов было направлено 221,24 млн. рублей на реконструкцию санаторно-курортных учреждений и предприятий, находящихся в собственности этих организаций, на сохранение и создание новых рабочих мест для инвалидов по слуху, на создание системы услуг по сурдопереводу, а также на организацию и проведение фестивалей, конкурсов и спортивных соревнований для инвалидов.

Средства, заложенные в инвестиционной части завершающейся Программы были направлены на введение в действие девяти протезно-ортопедических предприятий и Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов (г. Санкт-Петербург). В тоже время остается незавершенным строительство и реконструкция ряда объектов реабилитации инвалидов, финансировавшихся за счет средств Федеральной адресной инвестиционной программы.

Анализ эффективности реализованных в рамках завершающейся Программы программных мероприятий показывает, что ими заложена основа для создания современных систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, развития реабилитационной индустрии. За время осуществления предшествующих федеральных целевых программ по социальной поддержке инвалидов, реализуемых с 1995 года,   у 773,1 тыс. граждан, являвшихся инвалидами, восстановлена трудоспособность и устранены  ограничения жизнедеятельности.

Однако достигнутый уровень решения проблемы реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями пока не соответствует  интересам государства и потребностям самих инвалидов.

Хотя в стране функционирует 221 реабилитационный центр для инвалидов и 305 центров для детей-инвалидов, а при центрах социального обслуживания семьи и детей и в детских домах-интернатах действуют 296 отделений реабилитации детей-инвалидов, этих учреждений явно недостаточно.

По оценочным данным в целом по стране необходимо иметь до 2500 тысяч реабилитационных учреждений, включая федеральные реабилитационные комплексы, региональные центры реабилитации инвалидов, отделения реабилитации в крупных городах и реабилитационные учреждения в каждом административном районе.

Существующие мощности специально ориентированных учреждений профессионального образования позволяют удовлетворить потребности в профессиональном обучении только 34,3% нуждающихся инвалидов.

Особенно острой является проблема трудоустройства инвалидов. В настоящее время работу имеют не более 15% инвалидов трудоспособного возраста. Возможности инвалидов в удовлетворении потребностей в передвижении, общении, приобщении к культурным ценностям, занятиям физкультурой и спортом также остаются пока ограниченными. Продолжает оставаться острой проблема обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации. Проведено согласование нормативно-технической документации только на 95 образцов изделий реабилитационной техники, что составило лишь 23% от существующей потребности.

Таким образом, имеет место причинно-следственная связь между результатами, полученными в рамках завершающейся Программы, и целями предлагаемой к разработке ФЦП.

Для достижения целей Программы и выполнения соответствующих стратегических задач потребуется осуществить комплекс мер по следующим взаимосвязанным направлениям:

1) развитие сети и совершенствование деятельности центров реабилитации инвалидов и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы;

2) развитие реабилитационной индустрии (производство реабилитационных изделий и соответствующих услуг), обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;

3) совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;

4) осуществление мероприятий по поддержке предприятий всероссийских общественных организаций инвалидов.

При этом приоритетное значение будут иметь программные мероприятия, направленные на создание инвалидам реальных условий для осуществления реабилитации и реинтеграции в полноценные социальные, профессионально-трудовые и семейно-бытовые отношения. Приоритетность этих мероприятий будет подтверждена и обеспечена выделением на их выполнение  основного объема финансовых средств, планируемых для реализации Программы.

В рамках первого направления предусматривается развитие сети и  совершенствование деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, создание инновационных моделей реабилитационных учреждений различного уровня, использующих современные технологии и стандарты в сфере реабилитации, оснащенных необходимым для этого оборудованием, имеющих условия для беспрепятственного доступа и нахождения в них инвалидов.

В рамках совершенствования инфраструктуры федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, введения в практику их деятельности современных организационных и реабилитационных технологий, совершенствования диагностической базы предполагается:

создание инновационных моделей учреждений МСЭ различного уровня;

внедрение новых технологий функционирования федеральных учреждений МСЭ;

укрепление материально-технической базы федеральных учреждений МСЭ;

информационное обеспечение деятельности федеральных учреждений МСЭ.

Реализация указанных мероприятий позволит довести удельный вес реабилитированных инвалидов к 2010 году до 6,5 %;  ежегодно увеличивать уровень оснащенности учреждений МСЭ на 10 %, а в течение пяти лет улучшить его в два раза; на 50 % увеличить уровень информатизации  бюро медико-социальной экспертизы.

Предусматриваются мероприятия по научно-методическому обеспечению деятельности федеральных учреждений МСЭ. Необходимо разработать технологические параметры их работы, отвечающие современным требованиям, которые в рамках предшествующей и завершающейся ФЦП не разрабатывались. Это, в частности основы функционирования бюро медико-социальной экспертизы в связи с качественно новыми задачами, обусловленными их трансформацией  из учреждений, имеющих статус региональных, в федеральные; стандарты экспертно-реабилитационных и превентивных технологий для различного уровня экспертных учреждений, включая впервые созданный федеральный уровень МСЭ; методика разработки комплексных индивидуальных программ реабилитации инвалидов с учетом необходимости использования в реабилитационной практике новых технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, разработанных в рамках НИОКР  ранее реализованных федеральных целевых программ и ряд других актуальных научно-исследовательских тем, требующих научной проработки и пилотных внедрений.

Ряд программных мероприятий предлагается направить на совершенствование инфраструктуры и качественных параметров деятельности учреждений и организаций, осуществляющих реабилитацию инвалидов:

создание инновационных моделей различного уровня  таких учреждений;

укрепление материально-технической базы учреждений реабилитации инвалидов, находящихся в федеральном ведении;

внедрение современных реабилитационных технологий в деятельность реабилитационных учреждений и организаций.

Целевыми индикаторами, позволяющими оценить эффективность предлагаемых программных мероприятий, станет создание пяти моделей учреждений реабилитации инвалидов, функционирующих на разных уровнях и имеющих выраженную специфику деятельности  (учет возраста инвалидов, нозологии, факторов инвалидизации и других); увеличение уровня оснащенности  федеральных  реабилитационных  учреждений  ежегодно на 10 %; возврат к трудовой, общественной и бытовой деятельности за период реализации предлагаемой Программы  порядка 780 тысяч инвалидов, что превышает число реабилитированных за предыдущие  десять лет.

Планируется осуществить на качественно новом уровне научно-методическое, а также нормативное правовое обеспечение деятельности реабилитационных учреждений: разработать проекты десяти государственных стандартов, регламентирующих основные организационно-структурные, функционально-содержательные, кадровые, материально-технические и иные ресурсные и качественные аспекты их деятельности;  ежегодно разрабатывать не менее пяти новых социально-реабилитационных технологий, позволяющих повысить эффективность реабилитационно-интеграционного процесса, в который должны быть включены инвалиды, и обеспечивающих их реинтеграцию с учетом современной социально-экономической и политической ситуации, специфики рынка труда, особенностей бытовой адаптации и других жизненно важных факторов.

Второе направление предполагает обеспечить удовлетворение потребностей инвалидов в технических средствах реабилитации, протезно-ортопедических изделиях, средствах, облегчающих их труд и быт, создание условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Намечается реализовать комплекс программных мероприятий по совершенствованию инфраструктуры предприятий, учреждений и организаций реабилитационной индустрии, внедрению в производство и поставке новых технических средств реабилитации:

организация  серийного производства  новых моделей кресел-колясок различного функционального назначения;

внедрение в производство новых технических средств реабилитации инвалидов с нарушением функции зрения (организация серийного производства новых моделей тифлосредств);

внедрение в производство новых технических средств реабилитации инвалидов с нарушением функции слуха, текстовой и звуковой информации для лиц с нарушением слуха, слуховых аппаратов, тренажеров и визуальных информаторов о звуковых сигналах (организация серийного производства новых моделей сурдотехники);

поставка Российскому научно-практическому центру аудиологии и слухопротезирования уникальных систем кохлеарной имплантации, что позволит реабилитировать инвалидов, страдающих особо тяжелыми заболеваниями органов слуха;

создание системы ремонта и обслуживания технических средств реабилитации инвалидов.

Для научно-методического обеспечения работы предприятий, учреждений и организаций реабилитационной индустрии в соответствии с современными требованиями предлагается разработать проекты соответствующих  государственных стандартов их деятельности и новых технологий функционирования.

Планируется разработка двадцати пяти новых технических средств реабилитации инвалидов, комплектующих частей и сопутствующих к ним изделий.

Учитывая, что потенциальные возможности и способности инвалидов могут быть реализованы и востребованы только при наличии беспрепятственного доступа к реабилитационным, социально-бытовым, производственным и иным объектам, обеспечивающим жизнедеятельность и благополучие человека, к транспорту, средствам связи и информации, в рамках предлагаемой Программы намечается реализовать отдельные мероприятия, имеющие приоритетное значение для решения соответствующего комплекса проблем:

внедрение на объектах реабилитации  инвалидов, находящихся в федеральной собственности, специального оборудования;

организация серийного производства средств малой механизации, подъемных устройств и вспомогательных приспособлений для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

закупка устройств скрытого субтитрирования телепрограмм для внедрения их в систему вещания на государственных российских  телеканалах;

разработка пакета  проектов государственных стандартов обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

 Предусматриваются программные мероприятия по развитию отечественного протезостроения, разработке и применению современных реабилитационных технологий оказания протезно-ортопедической помощи инвалидам, улучшение научно-методического обеспечения деятельности протезно-ортопедических предприятий  и учреждений:

совершенствование инфраструктуры и создание инновационных моделей различных типов протезно-ортопедических предприятий и учреждений;

внедрение новых реабилитационных технологий в деятельность протезно-ортопедических предприятий и учреждений;

внедрение новых технологий протезостроения, обеспечивающих повышение качества, срока использования и улучшение иных эксплуатационных характеристик протезно-ортопедических изделий.

В рамках третьего направления в предлагаемую Программу включена Подпрограмма "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы" (далее – Подпрограмма).

Действующая система мер, содержащая в своей основе ранее сформированные методы социальной защиты инвалидов, не в полной мере учитывает особенности и специфику жизни и деятельности инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Ранения, травмы, заболевания у военнослужащих являются, в основном, тяжелыми и множественными, приводят к выраженным нарушениям функций организма. Они протекают на фоне глубочайшего психологического кризиса, возникающего из-за посттравматического стрессового синдрома. Переориентация психологического состояния инвалида является основой для дальнейшего развития его реабилитационного потенциала и интеграции в социум.

Учитывая, что большая часть инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы люди трудоспособного возраста, требуется развитие инфраструктуры для их профессиональной реабилитации.

Таким образом, основной целью Подпрограммы является создание на государственном уровне системы комплексной реабилитации граждан, уволенных с военной службы и из правоохранительных органов,  пострадавших при выполнении задач в условиях боевых действий и при проведении контртеррористических операций и ставших инвалидами, усиление их социальной защищенности и улучшение качества жизни.

В рамках Подпрограммы потребуется:

осуществить разработку и внедрение современных реабилитационных технологий для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;

создать сеть реабилитационных учреждений (отделений), в первую очередь для психологической и профессиональной реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;

сформировать условия для подготовки специалистов по медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.

Эффективность предлагаемых программных мероприятий будет оцениваться следующими основными целевыми индикаторами: возврат к трудовой, общественной и бытовой деятельности ежегодно в среднем 5740 инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы; осуществление дополнительных реабилитационных мероприятий для 5620 инвалидов ежегодно; восстановительная терапия для 3200 инвалидов; обучение по новой профессии 500 инвалидов; организация 8 отделений восстановительного лечения на базе военных госпиталей; оснащение современным реабилитационным оборудованием 24 реабилитационных и лечебно-профилактических учреждений; ввод в действие и завершение реконструкции 9 лечебно-реабилитационных центров, центров восстановительной медицины и реабилитации Минобороны России и МВД России.  Всего реабилитационные услуги планируется оказать 28100 инвалидам.

Четвертое направление предполагает осуществление мер, направленных на поддержку предприятий, находящихся в собственности всероссийских общественных организаций инвалидов.

В предлагаемую Программу планируется включить следующие мероприятия:

увеличение производственных мощностей, модернизация предприятий Всероссийского общества инвалидов;

организация новых технологических линий, модернизация производства на предприятиях Всероссийского общества слепых.

Индикатор эффективности реализуемых мероприятий – создание  в 2006 году не менее 860 рабочих мест для инвалидов, в 2007 году – 1150 рабочих мест, в 2008 году – 1100 рабочих мест, в 2009 году – 900 рабочих мест и в 2010 году – 240 рабочих мест. Всего на предприятиях всероссийских общественных объединений инвалидов планируется создать не менее 4260 новых рабочих мест.

В целом же реализация планируемых в рамках предлагаемой Программы направлений в их органической взаимосвязи  обеспечит комплексное решение проблем инвалидности и позволит достичь основной ожидаемый  социальный эффект, имеющий равную значимость как для целевой группы, на которую направлено действие предлагаемой Программы, так и для государства, – возврат к профессиональной и общественной деятельности, а также к бытовому самообслуживанию, около 800 тысяч инвалидов.


 

 

 

 

 
Система управления контентом
428003, г.Чебоксары, ул.Гагарина, 22а
Телефон: (8352) 55-22-55
E-Mail: lenin@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика