Решением Арбитражного суда с должника в пользу ООО была взыскана сумма задолженности в размере 400 тыс. руб. Исполнительный лист был направлен для принудительного исполнения в отдел судебных приставов по месту нахождения юридического адреса должника. Судебные приставы отказали в возбуждении исполнительного производства на основании того, что адреса, указанного в качестве юридического адреса должника, в городе не существует. Следовательно, документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий. Информации об ином адресе должника у ООО не имеется, судебные приставы данной информацией не располагают.
В настоящее время исполнительный лист принят к принудительному исполнению отделом судебных приставов, в который он направлялся ранее, но не исполнен в связи с тем, что невозможно установить место нахождения должника и его имущества. Постановление о прекращении исполнения исполнительного производства в настоящее время не вынесено.
Резерв по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли организацией не создается. Иных оснований для признания рассматриваемой задолженности безнадежной не имеется.
Можно ли указанную сумму задолженности отнести к безнадежной задолженности и уменьшить сумму налога на прибыль за 2015 год за счет ее списания?
(Николай Ефремов, житель города Чебоксары)
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
В данном случае организация резерв по сомнительным долгам не создает. Следовательно, убытки в виде суммы безнадежных долгов учитываются в составе внереализационных расходов в полном объеме (письмо Минфина России от 11.06.2013 N 03-03-06/1/21726).
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Согласно второму абзацу п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:
- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Следовательно, задолженность, подлежащая взысканию в порядке исполнительного производства, может быть признана безнадежной для целей налогообложения прибыли организаций в случае, если невозможность ее взыскания подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по указанным в абзаце втором п. 2 ст. 266 НК РФ основаниям (письма Минфина России от 28.11.2014 N 03-03-06/1/60843, от 29.05.2013 N 03-03-06/1/19566, от 06.03.2013 N 03-03-06/1/6752).
При этом обязательство, по которому судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, признается безнадежным долгом, учитываемым для целей налогообложения прибыли организаций в том отчетном периоде, в котором вынесено соответствующее постановление (письма Минфина России от 21.09.2012 N 03-03-06/1/494, УФНС России по г. Москве от 13.04.2012 N 16-15/032849@).
В данной ситуации исполнительный лист принят к принудительному исполнению отделом судебных приставов, но не исполнен в связи с тем, что невозможно установить место нахождения должника и его имущества.
Однако постановление о прекращении исполнительного производства в настоящее время не вынесено.
Следовательно, в настоящее время у организации нет оснований для признания задолженности безнадежной, так как невозможность взыскания задолженности не подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Законом N 229-ФЗ (письмо Минфина России от 12.08.2013 N 03-03-06/1/32519).
Таким образом, сумма задолженности, невозможность взыскания которой не подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, не может быть признана безнадежной ко взысканию и учтена в составе внереализационных расходов при формировании облагаемой налогом на прибыль базы за 2015 год.
Помощник прокурора Ленинского района г. Чебоксары К.С. Русакова