Согласно п. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, а также прочие выплаты.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются на основании методики, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС. Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС содержится в Правилах обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н)
Так, согласно п. 158 Правил N 158н в расчет тарифов наряду с затратами медицинской организации, непосредственно связанными с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемыми в процессе ее предоставления, включаются затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
При этом к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (п. 158.2 Правил N 158н).
Критерии распределения затрат по различным источникам финансирования в разрезе видов деятельности содержатся в разделе 3 письма ФФОМС от 23.07.2013 N 5423/21-и. При этом в п. 3.2 Письма ФФОМС от 23.07.2013 N 5423/21-и отмечено, что ситуации, когда при наличии нескольких источников финансирования определенные виды затрат будут возмещаться исключительно за счет средств ОМС, недопустимы.
Согласно п. 17 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение о контроле), проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой ОМС, в том числе по структуре тарифа на оплату медицинской помощи.
В частности, при проверке подлежат отражению случаи расходования средств обязательного медицинского страхования (далее - средства ОМС) на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь) лицам, не участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (смотрите п. 17.2 Положения о контроле).
Как правило, в качестве нецелевого использования средств ОМС квалифицируется оплата за счет средств ОМС расходов, не входящих в структуру тарифов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы
Таким образом, решение об оплате труда медицинского персонала исключительно за счет средств ОМС связано с рисками возникновения разногласий с уполномоченными органами.
Полагаем, что оплата основной трудовой функции медицинского работника за счет средств от приносящей доход деятельности в рассматриваемой ситуации не играет роли при определении источника оплаты дежурства по учреждению такого работника, к которым он привлекается согласно приказу главного врача медицинского учреждения. Источник оплаты такого дежурства будет зависеть от критериев распределения затрат по различным источникам финансирования в разрезе видов деятельности. Рекомендованный перечень способов распределения затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам), приведенный в п. 158.16 Правил N 158н, остается открытым. При этом возможные варианты распределения затрат между различными источниками финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений рассмотрены в разделе 3 письма ФФОМС от 23.07.2013 N 5423/21-и.
Если локальным актом учреждения будет установлена экономически обоснованная методика распределения расходов по дежурствам между видами финансового обеспечения деятельности "2" и "7", то, по нашему мнению, будет соблюдено требование по целевому использованию средств.
Старший помощник прокурора района
младший советник юстиции
Ф.Х.Кадырова