В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), признаются в отношении иностранца принимающей стороной, обязанной ставить данного иностранца на миграционный учет по месту пребывания.
При этом согласно п. 6 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014), членами которого являются в том числе Россия и Кыргызстан, граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.
По общему правилу иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ в безвизовом порядке, может находиться в России не более 90 суток (абз. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ). Для трудящихся из стран - членов ЕАЭС и членов их семей такой срок определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного для выполнения работ на территории РФ (п. 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Иными словами, гражданин Республики Киргизии вправе находиться на территории России в течение всего срока действия трудового договора (соответственно, если с ним заключен бессрочный договор, то до его расторжения). При этом указанному лицу не требуется в течение срока действия трудового договора выезжать с территории РФ и вновь въезжать на нее.
Соответственно, в случае если первоначально иностранный гражданин все же был поставлен на миграционный учет не на неопределенный срок, то срок его пребывания, отмеченный в уведомлении о постановке на миграционный учет и миграционной карте, может быть продлен в соответствии с п.п. 3-4 ст. 5 Закона N 115-ФЗ, Порядком принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС от 29.06.2015 N 321 (далее - Порядок). Так, согласно п.п. 3-5 Порядка для продления срока временного пребывания иностранный гражданин или принимающая его сторона в течение срока временного пребывания подает в подразделение по делам миграции территориального органа МВД РФ по месту пребывания иностранного гражданина заявление о продлении срока временного пребывания в произвольной форме, в котором, помимо основания для продления срока временного пребывания, указываются следующие сведения об иностранном гражданине:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
б) дата рождения;
в) гражданство (подданство) (при наличии);
г) наименование и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, кем выдан, срок действия) документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;
д) адрес места пребывания.
Иностранный гражданин или принимающая его сторона одновременно с заявлением о продлении срока временного пребывания представляет:
а) документ, удостоверяющий личность;
б) документы, подтверждающие изменение условий, в связи с которыми иностранному гражданину был разрешен въезд в Российскую Федерацию, либо отсутствие у иностранного гражданина возможности покинуть территорию Российской Федерации в установленный законом срок, и их копии.
Несмотря на отсутствие формальных требований, предусмотренных в п.п. 3-4 ст. 5 Закона N 115-ФЗ, в рассматриваемой ситуации возможно продление срока пребывания иностранного гражданина, при этом документом, подтверждающим наличие оснований для продления срока пребывания, будет выступать заключенный с работником трудовой договор.
Дополнительные соглашения к трудовым договорам заключаются в случаях, когда такими соглашениями изменяются условия трудовых договоров (ст. 72 ТК РФ). Поскольку в данном случае стороны не планируют изменение трудового договора сотрудника, заключать какое-либо допсоглашение им не требуется, как не требуется и представлять его в уполномоченный орган.
Помощник прокурора
Ленинского района г. Чебоксары юрист 1 класса К.С. Русакова