На вопрос отвечает советник Министерства образования РФ по правовым вопросам в области образовательного права Дмитрий Владимирович РАСТИМЕШИН. Он расскажет о том, каким должен быть Устав школы и почему так важно его внимательно изучить.
Как ни печально, но даже в передовых школах крайне редко соблюдаются права родителей на получение информации.
А между тем в соответствии со статьей 16 частью 2 Закона РФ "Об образовании", пунктом 47 Типового положения об общеобразовательном учреждении, при приеме гражданина в общеобразовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Все документы должны быть зарегистрированы вышестоящим органом и обязательно доведены до сведения родителей (например, вывешены в виде плакатов на информационных стендах).
В указанных документах родители могут получить сведения о системе оценок и промежуточной аттестации, типах и видах конкретно реализуемых образовательных программ, режиме занятий обучающихся, наличии и порядке предоставления платных (дополнительных) образовательных услуг, а также об основании и порядке отчисления из школы, о правах и обязанностях всех участников образовательного процесса.
Когда вы читаете устав образовательного учреждения, особое внимание следует обратить на нормы, определяющие, к какому типу учреждений относится данная школа.
Напомним, что школы могут быть нескольких видов: начальная общеобразовательная, основная общеобразовательная, средняя общеобразовательная, средняя общеобразовательная с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей. В последнее время все чаще встречаются нетиповые наименования общеобразовательных школ, например, школа-парк или центр образования. Ничего опасного в этом нет. Главное - чтобы данная школа имела лицензию на осуществление образовательной деятельности, была аттестована и аккредитована в качестве общеобразовательного учреждения, а значит, имела право выдавать по завершении обучаемым очередной ступени образования (начального, среднего, общего) и прохождения им итоговой аттестации документ государственного образца.
В уставе указываются реализуемые в данной школе учебные программы. Подавляющее большинство функционирует на основе консервативного базисного учебного плана, утвержденного и одобренного Министерством образования РФ. Программы таких школ являются универсальными.
В некоторых авторских школах реализуются нетиповые программы со сложными наименованиями, используются альтернативные формы обучения детей. Чтобы понять, подходит ли такая школа вашему ребенку, попробуйте сами в течение одного учебного дня поприсутствовать на занятиях начинающего школьника. Это поможет вам понять не только приемлемость данной программы, но и увидеть изнутри уклад школьной жизни, особенности медицинского обслуживания, питания, соответствие школы требованиям техники безопасности и санитарным нормам.
В одной и той же школе могут параллельно существовать несколько классов с разными программами. Если у ребенка отсутствуют медицинские противопоказания, вы имеете право направить его в любой выбранный вами класс. Кроме того, необходимо помнить, что не все образовательные программы являются, в случае продолжения обучения в другой школе, преемственными. Это особенно актуально, если вы планируете переводить своего ребенка в другое образовательное учреждение до завершения определенной ступени обучения.
Другой распространенный сюжет: на собеседовании у директора школы, куда Вы собрались было отдать своего ребенка, Вам начинают прозрачно намекать, что крыша у здания вот-вот прохудится, стены с прошлого века не перекрашивали, да и парты только чудом не разваливаются. Денег у администрации школы конечно же нет... Короче, чем вы, дорогой родитель, собираетесь ей помогать?
Эту ситуацию комментирует опять таки советник Министерства образования по правовым вопросам в области образовательного права Дмитрий РАСТИМЕШИН.
Итак, в школе вам предлагают внести вступительный взнос
Ни для кого не секрет, что существуют школы "повышенного спроса", куда многие родители хотят устроить своих детей. Но зачастую главным условием приема ребенка в такую школу является так называемый вступительный взнос на нужды образовательного учреждения. Иногда тестирование родителей на платежеспособность именуется "спонсорской помощью или пожертвованием на нужды образовательного учреждения".
Этому незаконному требованию порой придается оттенок легитимности - деньги предлагают внести безналичным перечислением на расчетный счет школы или попечительского совета. А бывает, что администрация учебного учреждения требует преподнести школе какой-либо определенный "подарок", предлагает "добровольно" своими силами (или за счет собственных средств) выполнить определенный объем работ для школы или детского сада.
Как правило, пока родители держат своеобразные "вступительные экзамены", их дети проходят собеседование с педагогами, и если родители не набирают "проходного балла" в конкурсе родительских кошельков, им объявляют, что ребенок не принят… по результатам собеседования.
Кроме того, сегодня практикуется проведение всевозможных психолого-медико-социально-педагогических.... и т.д. комиссий. Фактически это не что иное, как скрытый конкурсный отбор детей в общеобразовательные учреждения. Но по закону все дети, к моменту начала занятий достигшие школьного возраста (6 с половиной лет), зачисляются в 1 класс независимо от уровня подготовки.
Чтобы не быть голословными, приведем цитату из письма Министерства образования РФ №22-06-648 от 14 мая 2001 года: "Недостаточно органами управления образованием прогнозируется и учитывается спрос населения на образовательные услуги. В результате практически повсеместно лицеями и гимназиями нарушаются принципы общедоступности и бесплатности среднего (полного) общего образования, определенные ст. 5 Закона РФ "Об образовании".
Прием в эти образовательные учреждения часто осуществляется на конкурсной основе. Более того, отдельные органы управления образованием, не решая вопрос оптимизации сети образовательных учреждений в соответствии с потребностями населения, легализуют конкурсный прием обучающихся в лицеи и гимназии. Все это провоцирует появление взяточничества и коррупции в образовательных учреждениях".
Например, в соответствии с Положениями о лицее, гимназии и общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов в г. Москве, утвержденными распоряжением премьера Правительства Москвы от 19 февраля 1996 года № 151-РП, предусмотрены так называемые "приоритетное" и "преимущественное" права при зачислении в указанные ОУ, а также указано, что при зачислении в них обращается внимание на рекомендации психологов, состояние здоровья детей и отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом на программном материале повышенного уровня. В связи с явным противоречием указанных норм действующему законодательству и Конституции они оспорены в настоящее время в Московском городском суде.
Заключение психолого-педагогической или медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению в соответствии с действующим законодательством и изданными на его основании инструктивными письмами Министерства образования РФ носит для его родителей лишь рекомендательный характер.
Таким образом, практика любых вступительных поборов и прохождения приемных комиссий противозаконна.
По материалам "РОДИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ".