Материалы для организации системы профилактической работы в школе
Мероприятия, которые могут быть включены в план работы Совета профилактики школы
Сентябрь
1. Единый профилактический день (собеседования со школьниками группы риска по итогам летних месяцев).
2. Выявление школьников и семей группы риска, социально запущенных детей.
3. Формирование банка данных - социальной картотеки, в которую включаются:
• малообеспеченные, многодетные, неполные семьи;
• безнадзорные, «трудные» дети;
• опекаемые дети;
• дети-инвалиды;
• судимые родители;
• семьи, имеющие статус беженцев;
• семьи-переселенцы;
• семьи-«чернобыльцы»;
• дети погибших военнослужащих;
• дети из Центра реабилитации для несовершеннолетних и т.д.
4. Составление дневников наблюдения за «трудными» детьми и их семьями.
5. Месячник по борьбе с безнадзорностью.
6. Подведение итогов летнего труда и отдыха школьников.
7. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий в течение месяца.
8. Вовлечение школьников в кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
Октябрь
1. Единый профилактический день (проверка дневников).
2. Рейды классных руководителей и членов родительского комитета в семьи учащихся.
3. Диагностика уровня воспитанности учащихся (на начало года).
4. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
5. Планирование занятости школьников в период осенних каникул.
Ноябрь
1. Месячник по профилактике правонарушений:
• рейды в семьи;
• классные часы «Ваши права, юные россияне», «Урок гражданина», «Законы об ответственности несовершеннолетних» и др;
• выпуск бюллетеней «Тебе, подросток», «Мы выбираем здоровый образ жизни»;
• индивидуальная работа с детьми и их родителями;
• лекции по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции и т.д. (читают специалисты);
• встречи с работниками РОВД, комиссии по делам несовершеннолетних;
• различные мероприятия, посвященные изучению правил дорожного движения и пожарной безопасности;
• мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;
• конкурс плакатов «Спасибо, нет!»;
• игра «Мы и закон».
2. Подведение итогов контроля за посещаемостью учебных занятий.
Декабрь
1. Единый профилактический день (работа с семьями, уклоняющимися от воспитания детей).
2. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
3. Планирование занятости учащихся в период зимних каникул.
Январь
1. Единый профилактический день (учет успеваемости, посещаемости, выполнения режима дня).
2. Внесение изменений и дополнений в социальную карту школы.
3. Итоги контроля за посещаемостью школьников.
4. Подготовка к месячнику гражданско-патриотического воспитания.
Февраль
1. Месячник гражданско-патриотического воспитания.
2. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
Март
1. Единый профилактический день.
2. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
3. Педагогический совет «Роль педагогического коллектива в социализации учащихся».
4. Планирование занятости учащихся в период весенних каникул.
Апрель
1. Месячник профилактической работы с детьми и подростками.
2. Помощь в дальнейшем определении (обучении, трудоустройстве) учащихся из неблагополучных семей (9-е, 11-е классы).
3. Собеседования со школьниками группы риска и их родителями по вопросу летней занятости.
4. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
Май
1. Анализ работы школы по профилактике правонарушений.
2. Диагностика уровня воспитанности учащихся (на конец года).
3. Планирование летнего отдыха школьников.
4. Формирование летнего лагеря труда и отдыха, школьной производственной бригады.
В течение всего года:
• Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности школьников.
• Организация консультативной помощи учащимся группы риска по различным предметам.
• Отчеты классных руководителей о работе по профилактике правонарушений.
• Оформление документов в комиссию по делам несовершеннолетних, районный отдел образования, органы социальной защиты.
• Заседания Совета профилактики по вопросам:
- профилактика нарушений школьной дисциплины, пропусков уроков, неуспеваемости;
- выполнение родителями и опекунами своих обязанностей;
- постановка и снятие с учета в комиссии по делам несовершеннолетних;
- постановка на внутришкольный учет и снятие с внутришкольного учета;
- заслушивание отчетов классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога и других специалистов по организации нравственного и правового воспитания.
Вопросы для педагогического наблюдения классного руководителя
1. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений школьника.
2. Степень сознательности и дисциплинированности учащегося по отношению к учебной деятельности.
3. Уровень развития полезных знаний, навыков, умений школьника. Разнообразие и глубина его интересов.
4. Адекватное отношение учащегося к педагогическим требованиям, возникающим в процессе учебной деятельности.
5. Поведение школьника в коллективе, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни.
6. Способность учащегося критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников.
7. Самокритичность, наличие у школьника навыков самоанализа.
8. Внимательное, чуткое отношение учащегося к окружающим, способность к сопереживанию.
9. Волевые качества школьника. Его способность самостоятельно принимать решения, преодолевать трудности при их выполнении.
10. Особенности поведения учащегося.
11. Преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения.
Примерный план изучения семьи школьника «группы риска»
1. Состав семьи.
2. Общие сведения о родителях (лицах, их заменяющих).
3. Материальное благополучие семьи.
4. Жилищные условия.
5. Образование родителей (лиц, их заменяющих).
6. Участие родителей (лиц, их заменяющих) в общественной деятельности.
7. Культура общения и взаимоотношений в семье.
8. Кто из членов семьи оказывает на ребенка неблагоприятное влияние?
9. Кто из членов семьи является авторитетом для ребенка и почему?
10. Характеристика приемов воспитательного воздействия на ребенка в семье.
11. Осуществление контроля со стороны родителей (лиц, их заменяющих) за поведением и учебой школьника.
12. Как выполняет семья рекомендации и требования школы.