Материалы для организации работы социального педагога
Права и обязанности социального педагога
Социальный педагог имеет право
- Требовать от руководителя образовательного учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
- Представлять и защищать интересы обучающихся (воспитанников) в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.
- Делать официальные запросы в общественные и государственные учреждения по поводу создания условий и решения личных проблем обучающихся.
- Вносить предложения о поощрении за активную работу родителей обучающихся (лиц, их заменяющих), членов семей обучающихся и своих добровольных помощников.
- Иметь доступ к документам образовательного учреждения в части дел, касающихся выполнения своих профессиональных обязанностей.
- Собирать информацию, связанную с изучением интересов детей и подростков.
- Проводить социологические опросы, диагностические обследования условий жизни детей.
- Отказываться от выполнения распоряжений администрации образовательного учреждения в том случае, если эти распоряжения противоречат профессиональным и этическим принципам деятельности социального педагога.
- Повышать свою квалификацию.
- Выносить на рассмотрение администрации образовательного учреждения различные предложения по совершенствованию образовательного процесса.
- Информировать администрацию образовательного учреждения о фактах нарушений педагогами прав ребенка.
Социальный педагог обязан
- Совместно с администрацией образовательного учреждения выделять приоритетные направления социально-педагогической работы и формировать конкретные задачи работы с детьми, подростками, педагогами и родителями.
- Препятствовать принятию решений, ущемляющих права обучающихся (воспитанников).
- Знать и использовать в работе законодательные и нормативные акты по защите прав ребенка.
- Своевременно оформлять документацию социального педагога.
- Планировать работу и вести учет своей деятельности.
- Постоянно повышать свою квалификацию.
- Использовать конфиденциальную информацию только в установленных законодательством случаях.
Функции и роли социального педагога
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
• аналитико-диагностическую;
• прогностическую;
• организационно-коммуникативную;
• коррекционную;
• координационно-организаторскую;
• функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;
• охранно-защитную;
• психотерапевтическую;
• социально-профилактическую;
• реабилитационную.
Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог:
• изучает и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния среды на школьников;
• выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»;
• изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника;
• устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей;
• содействует выявлению особо одаренных школьников;
• выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он:
• на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности школьника, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы развития обучающегося в процессе социализации;
• планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.
Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной функции:
• способствует включению субъектов воспитательной деятельности - общественности, учреждений дополнительного образования и др. в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых;
• позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых.
Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он:
• старается оградить обучающихся (воспитанников) от негативных влияний социальной среды;
• осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.
Реализуя координационно-организаторскую функцию, социальный педагог:
• организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде;
• включает обучающихся в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней;
• организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых;
• координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;
• взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального педагога:
• оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации;
• устанавливать доверительные отношения с клиентом.
Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он:
• использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений;
• содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;
• взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
Реализуя психотерапевтическую функцию, социальный педагог:
• заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников;
• оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
• содействует в создании ситуаций успеха школьников.
Выполнение социально-профилактической функции предполагает, что социальный педагог:
• организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;
• влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости;
• организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».
Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.
Примерный перечень документации и методической литературы социального педагога образовательного учреждения
1. Тексты Конвенции о правах ребенка, законов Российской Федерации и Республики Башкортостан по осуществлению прав ребенка, а также подзаконные акты по этой проблематике.
2. Должностная инструкция социального педагога.
3. Перспективный план работы социального педагога на год и календарный план работы на месяц.
4. Циклограмма или график работы, утвержденный руководителем учреждения.
5. Журнал учета рабочего времени.
6. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах.
7. Списки учащихся:
- состоящих на учете в ОППН;
- состоящих на внутришкольном учете;
- находящихся под опекой;
- из многодетных и малообеспеченных семей;
- из семей беженцев.
8. Список неблагополучных семей.
9. Список детей-инвалидов.
10. Карточки индивидуального социально-педагогического патронажа подопечных (или дневники педагогических наблюдений).
11. План совместной работы образовательного учреждения и ОППН.
12. Методические рекомендации, памятки для родителей.
13. Методические рекомендации для классных руководителей по решению социальных проблем в жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
14. Справочная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.
15. Журналы входящей и исходящей документации.
16. Отчет социального педагога за прошлый учебный год.