Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Занятие N1: демократические выборы

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://lenin.cap.ru/
 

Занятие N1: демократические выборы

ПРЕЗИДЕНТ
(президентская власть)

Тезис: «Конечной целью власти должно быть улучшение жизни граждан».

Выборы - центральный институт демократических форм правления. Право граждан на участие в формировании властных структур является общепризнанным элементом современного общества.

Участие в выборах - это не просто важнейшее конституционное право, но и событие, требующее от его участников политической ответственности за свои действия.

В свою очередь ответственность за принимаемые политические решения формирует политическую и правовую культуру избираемых и избирателей.

Пособие, которое вы читаете, - вклад в формирование новой этики участия в управлении государством, смысл которой состоит в том, что:

«Конечной целью власти должно быть улучшение жизни граждан».

А теперь поговорим о том, как граждане страны влияют на власть посредством выборов. В статье 3 Конституции РФ сказано, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Конституционное право избирать и быть избранным подкреплено положениями федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Все современные демократии проводят выборы, но не всякие выборы являются демократическими. Некоторые из них превращаются в спектакль, призванный иллюстрировать законность. В таких выборах может участвовать только один кандидат или единственный список кандидатов без альтернативы. Подобные выборы путем запугивания и фальсификации могут гарантировать, что пройдет кандидат, угодный действующей власти. Эти выборы нельзя назвать демократическими.

Далее речь пойдет о характеристике демократических выборов, которые, согласно Конституции РФ, должны быть:

· равными,

· всеобщими,

· прямыми,

· а также проходить при тайном голосовании.

Принцип равного избирательного права означает, что граждане России на равных основаниях могут участвовать в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвовать в референдумах.

Принцип всеобщего избирательного права гарантирует гражданам России по достижении установленного законодательством возраста право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, убеждений и иных обстоятельств. Ограничения активного и пассивного избирательных прав могут быть установлены только федеральным законом.

Принцип прямого избирательного права означает, что граждане России участвуют непосредственно в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, в решении вопросов государственного и местного значения.

Принцип тайного голосования гарантирует тайну волеизъявления избирателей при голосовании на выборах.

Пример:

Известно, что в древних Афинах периодически проводилась сверка гражданских списков: «Имена тех, кто не был рожден от отца-гражданина и матери гражданки, должны были быть вычеркнуты...»

· Справедлив ли, на ваш взгляд, такой подход?

· Схоже ли это с законами нашей страны?

Или другой пример:

При изучении истории Древней Греции Вы наверняка встречались с именем архонта (одного из девяти ежегодно избиравшихся высших должностных лиц в Афинах) Солона. Права и обязанности Солон распределил так, что зажиточные граждане обладали большими политическими правами, но при этом были обязаны нести и большую ответственность, то есть существовал имущественный ценз. Принадлежность граждан к той или иной группе определялась годовым доходом от урожая. «На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса: пентакосиомедимны, всадники, зевгиты и феты... К пентакосиомедимнам должен был принадлежать всякий, кто получает 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов; к всадникам - получающие 300 мер или те, кто мог содержать коня; к зевгитам принадлежали те, кто получал 200 мер и того, и другого вместе; остальные принадлежали к классу фетов. И эти последние не имели доступа ни к какой государственной должности». (Аристотель «Афинская политика»)

· Насколько справедлива система Солона?

· Есть ли у нас имущественный ценз (ограничение) для избирателей?

· Какой ценз существует у нас в стране? (В различных странах закон устанавливает разные ограничения на пользование избирательным правом. Ограничение по количеству имущества называется «имущественный ценз», ограничение по возрасту - «возрастной ценз». Существует также религиозный ценз и пр.).

Интересен и пример из римской истории: «Было дано равное право голоса, и не все голоса имели равную силу, но были установлены степени... А именно: первыми приглашали к голосованию всадников, затем восемьдесят пехотных центурий первого разряда, если мнения расходились, что случалось редко, приглашали голосовать центурии второго разряда, но до самых низких не доходило почти никогда». (Тит Ливий «История Рима от основания города»)

Обратимся к иным характеристикам демократических выборов.

Конкурентные

Оппозиционные партии и кандидаты должны пользоваться свободой слова, собраний, передвижения. Правящая партия может пользоваться преимуществами, дающимися пребыванием у власти, но правила и проведение конкурентной борьбы должны быть честными.

· Для чего, на Ваш взгляд, состязание партий или лидеров должно быть открытым и честным?

Периодические

Выборные должности народные избранники занимают в течение периода времени, обозначенного в законе, и через определенный срок избирательные комиссии всех уровней (от центральной до участковой) организуют новую избирательную кампанию.

· Вспомните, как часто проводятся выборы Президента страны, мэра города, депутатов парламента и т. д. Почему так делается?

Еще пример:

В Афинах гражданин, избранный народом на какую либо должность, не мог от нее отказаться, даже если ему приходилось выполнять действия, с которыми он не согласен: «Никия избрали стратегом (командующим афинской морской экспедицией на Сицилию. - Прим. ред.) вопреки его упорным отказам». (Плутарх «Жизнеописания»)

· Могли ли Никия выбрать на должность стратега пожизненно? Почему?

· Что дает периодичность выборов?

Представительные

Руководство, избранное маленькой группой, не является поистине народным, даже если соблюдена демократичная процедура выборов. Вот почему при недостаточном участии избирателей в голосовании результаты выборов считаются недействительными, и приходится объявлять 2-й тур голосования.

· Выгодна ли государству пассивность избирателей?

· А самим гражданам?

Окончательные

Исход предвыборной борьбы за власть определяется результатами голосования. Вот почему высокие требования предъявляются к процедуре голосования. Например:

- кабины для голосования должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить тайну волеизъявления;

- бюллетени выдаются по предъявлению паспорта, чтобы каждый мог проголосовать один раз, и только за себя;

- урна для голосования опечатывается;

- результаты голосования фиксируются в протоколе избирательной комиссии;

- за работой избирательной комиссии следят наблюдатели.

Осталось лишь рассмотреть вопрос: каков мотив участия в выборах? Основной здесь будет мысль о том, что, занимая активную позицию в обществе, отдельные личности имеют возможность принять значимое участие в государственных делах, в делах профессиональных ассоциаций и сообществ, воздействовать на руководство страны и требовать от него отчета за его действия.

Попробуйте смоделировать ситуации:

1. Как развивается демократическое государство, если активность граждан высока?

2. Как развивается демократическое государство, если в обществе наступает период политической апатии (пассивность и неверие избирателей в позитивные перемены в жизни общества)?

Или попробуйте решить вот такие необычные задачки:

1. «Что такое активный электорат»?

Из 30 000 избирателей голосовать пришли 24 000. Какая часть электората оказалась активной? Почему остальная часть электората оказалась пассивной? Что посоветовать председателю избирательной комиссии на следующие выборы или на 2-й тур голосования?

2. «Выборы мэра»

Результаты выборов мэра оказались следующими: у одного кандидата 52% голосов, у другого - 12%; 5% голосовали против обоих кандидатов, а 31% не принял участия в голосовании.

Во сколько раз больше проголосовало за первого кандидата?

Почему не все пришли на избирательный участок?

Расшифруйте:

«Там, ежегодные заканчиваются где рабство выборы, начинается».

Джон Адамс

«Управление мудрых подбора зависит от государством людей».

Конфуций

«Голосуй меньше человека, который меньше всех, будешь всех за обещает разочарован».

Барух

«Неосведомленность ущерб одного в демократическом избирателя обществе наносит безопасности всех».

Д. Кеннеди

Спасибо!
И пусть вас не покинет вера в свободу и демократию!

 

 
Система управления контентом
428003, г.Чебоксары, ул.Гагарина, 22а
Телефон: (8352) 55-22-55
E-Mail: lenin@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика