Занятие N2: гражданин и власть
Знакомы ли вам эти понятия? Попробуйте дать краткое объяснение каждому.
- Иерархия |
- Диктатура |
- Власть |
- Автократия |
- Авторитет |
- Демократия |
- Репрессии |
- (прямая и представительная) |
- Авторитаризм |
- Свобода |
Разговор о назначении и сущности власти можно начать с примеров того, где мы встречаемся с проявлением власти:
· родители в семье;
· учитель в школе;
· командир в армии;
· тренер в команде;
· правитель и подданные.
На основе этого попробуйте сформировать понятие «власть». Подумайте, на чем основывается власть.
Вероятно, итогом ваших размышлений может стать вывод о том, что власть - это способность и возможность влиять на поведение людей.
Теперь мы должны обратиться к пониманию властной иерархии. Сам термин «иерархия» означает расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Например:
Средневековое государство |
Власть в школе |
Власть в армии |
Король герцоги, графы бароны рыцари крестьяне ремесленники |
директор администрация (заместители директора) учителя ученики |
главнокомандующий министр обороны начальник Генерального штаба генералы офицеры сержанты солдаты |
Итак, разобравшись с иерархией, отметим, что власть включает в себя два основных элемента: личную власть, основанную на силе авторитета и способности человека создать вокруг себя атмосферу сотрудничества, и должностную власть, которая дает возможность использовать то или иное количество поощрений и наказаний по отношению к подчиненным.
Здесь важно понять разницу оснований личной и должностной власти. Для первой - это доверие, уважение, авторитет; для второй - возможность поощрений и наказаний.
На этих основаниях выстраиваются стили руководства руководителей любого уровня.
· А Вы, оказавшись руководителем, могли бы осуществлять власть так, чтобы люди могли сотрудничать?
· Какие, на ваш взгляд, качества нужны для этого?
Толерантность (терпимость)
Жадность
Независимость
Скромность
Интеллигентность
Дисциплинированность
Справедливость
Зависть
Правдивость
Хитрость
Эгоизм
Честность
Запишите в две колонки качества, которые пригодятся людям, использующим в руководстве:
Личную власть |
должностную власть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теперь обратимся к власти государственной и к тому, каким должен быть правитель. Попробуем «нарисовать» портрет идеального правителя государства.
Идеальный правитель
- Заботящийся о процветании страны |
- Культурный |
- Миролюбивый |
- Привлекательный |
- Умный |
- Дальновидный |
- Думающий о благе народа |
- Примерный семьянин |
- Честный |
- Хороший организатор |
- Справедливый |
- Хороший оратор |
- Гибкий политик |
- ..................................... (можно продолжить) |
Перечень можно увеличить или уменьшить. Но главное, что с его помощью Вы сможете «протестировать» любого известного Вам правителя, и это должно натолкнуть Вас еще на два вопроса:
· Может ли царь (правитель, диктатор) быть добрым?
· Почему?
Ведь правитель (например, царь) - это должность, государственный институт, который не может быть ни добрым, ни злым. Важно лишь понимать, какие задачи государства тот или иной правитель выделяет, формулирует, и видеть, какими методами он осуществляет достижение поставленной цели, пользуясь своей должностной и личной властью.
Тезис: «Если хочешь узнать человека, дай ему власть».
· А что думаете Вы по этому поводу?
· Оцените с этой точки зрения деятельность:
Петра I,
Гитлера,
Сталина.
· Что Вы знаете об их исторических эпохах?
· Как их деятельность оценивают историки, Ваши знакомые, Вы сами?
· Кто из них пришел к власти через процедуру выборов?
Трудно? Не отступайте! Помните, что
роль гражданина, как и любая другая роль и профессия,
требует тщательной подготовки.
А теперь речь пойдет о формах политической власти.
Формы политической власти
Авторитарная |
Демократическая |
отрицает право народа на... |
форма народовластия |
личная диктатура |
прямая демократия |
Автократия |
представительная демократия |
Обсудите со сверстниками:
· Что, на Ваш взгляд, является лучшей формой власти: авторитаризм или демократия?
И еще: главная ценность, вокруг которой не утихают страсти, - свобода. (Ее часто путают с вседозволенностью: если свободен, значит, что хочу, то и делаю!)
· При какой власти, по вашему, у простого честного гражданина больше свободы и почему?
Поспорьте с высказываниями Муссолини:
1. «Демократический режим лишь время от времени дает людям иллюзию суверенитета, в то время как на самом деле управление обществом осуществляется скрытыми силами».
2. «Для того чтобы жить в цивилизованном обществе, необходимо быть бдительным по отношению к своим современникам, необходимо следить за их мыслями и интересами».
Первый и главный Ваш выбор должен касаться того, какую стратегию государства Вы выбираете: демократическую или авторитарную.
Перед Вами логическая цепочка, ведущая к пониманию того, что гражданин в государстве - фигура центральная. Именно позиция гражданина (избирателя и налогоплательщика в одном лице) должна определять сущность и траекторию развития государства.
«Я не знаю, кому еще можно доверить управление обществом, кроме самих людей...»
Т. Джефф
Спасибо!
И не теряйте своей демократичности!