I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Республиканская целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2008–2010 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, Указом Президента Чувашской Республики от 18 июня 2004 г. № 65 «О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004–2010 годы», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июля 2007 г. № 164 «О государственном докладе «О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2006 году».
Современный этап экономического развития Российской Федерации и Чувашской Республики характеризуется развитием промышленного производства, сферы обслуживания, строительства, успешной реализацией приоритетных национальных и пилотных проектов, реформированием бюджетной сферы, перераспределением работников между отраслями экономики.
В то же время анализ состояния здоровья работающих свидетельствует о его существенном ухудшении за последние годы. Регистрируются высокие показатели заболеваемости и инвалидности среди лиц, занятых в производстве, по сравнению с развитыми странами. В Российской Федерации ежегодно от воздействия вредных и опасных производственных факторов умирают 150–190 тыс. человек. Неблагоприятные условия являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ежегодно травмы на производстве получают около 200 тыс. человек, регистрируется более 10 тыс. случаев профессиональных заболеваний, более 14 тыс. человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профессионального заболевания. Свыше 30 процентов умерших – это граждане трудоспособного возраста. Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза и в 2,5 раза – средний показатель смертности по России.
Ежегодные экономические потери в России, обусловленные неблагоприятными условиями труда, оцениваются в 407,8 млрд. рублей (1,9 процента внутреннего валового продукта). Из них потери внутреннего валового продукта в сумме более 56 млрд. рублей связаны со смертностью, обусловленной производственным травматизмом, в сумме 223,1 млрд. рублей – с временной утратой трудоспособности по причине производственных травм.
Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, увеличилось с 17,1 процента в 1997 году до 23,4 процента в 2006 году. Ежегодно около 200 тыс. человек уходят на пенсию, досрочно назначаемую за работу в тяжелых и вредных условиях труда.
Одна из серьезных проблем заключается в том, что действующая в настоящее время в России система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников на предприятиях практически не проводится; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам является причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу.
Игнорирование работодателями требований охраны труда во многом связано с декларативным характером большинства норм трудового права. Еще одним системным вызовом является неспособность действующей организации охраны труда к функционированию в условиях новой экономики. Система управления охраной труда завершила свое организационное оформление в основном в 70-е годы прошлого века и, соответственно, была приспособлена к условиям функционирования крупных промышленных предприятий индустриальной эпохи. Вся нормативная правовая база и схемы управления охраной труда, включая порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, системы аккредитации и сертификации, порядок обучения по охране труда, основаны на стандартах безопасности труда, принятых 20–30 лет назад, и совершенно не адаптированы к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг. Устарела и сервисная инфраструктура работ по охране труда.
В целом модель управления системой охраны труда, сложившаяся в эпоху индустриализации страны, не соответствует современным требованиям развития экономики и перспективным задачам перехода на новый тип производства и диверсификации.
В Чувашской Республике наблюдается также напряженная ситуация со здоровьем трудоспособного населения, связанная с ростом заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и смертности населения, но и самым распространенным заболеванием, принимающим характер эпидемии. В 2006 году зарегистрировано более 96 тыс. больных артериальной гипертонией, ее распространенность составляет 943,33 на 10 тыс. взрослого населения. Ежегодно при обращении в лечебно-профилактические учреждения в республике впервые выявляется около 5 тыс. больных с артериальной гипертонией. У лиц с высоким артериальным давлением в 3–4 раза чаще развивается ишемическая болезнь сердца и в 7 раз чаще нарушение мозгового кровообращения (инсульт). За последние годы наблюдается неуклонный рост смертности от сосудистых заболеваний головного мозга, превышающей в 2–4 раза смертность от данной нозологии в индустриально развитых странах.
Число умерших в трудоспособном возрасте в первом полугодии 2007 г. составило 2764 человека (29,9 процента от общего числа умерших). По сравнению с соответствующим периодом 2006 года число умерших в трудоспособном возрасте мужчин уменьшилось на 2,1 процента, женщин – на 0,8 процента.
В Чувашской Республике, как и в России в целом, основными причинами смертности в трудоспособном возрасте являются несчастные случаи, травмы, отравления и другие воздействия внешних причин, обусловленные социальными факторами и являющиеся предотвратимыми. Внешние причины определяют более 36,4 процента всех преждевременных потерь трудоспособного населения, что превращает их в главное препятствие росту продолжительности жизни. Причиной смерти 81 процента умерших в трудоспособном возрасте стали убийства и транспортные травмы. На болезни системы кровообращения в первом полугодии 2007 г. приходится 22,2 процента всех умерших, на новообразования – 10,2 процента.
Главной причиной инвалидизации являются цереброваскулярные заболевания (последствия инсультов, хроническая недостаточность мозгового кровообращения) – 69 на 100 тыс. населения. Возрастной анализ показывает превалирование заболеваемости острым нарушением мозгового кровообращения у населения трудоспособного возраста (до 60 лет), выживаемость среди них составляет
22,3 процента.
В 2006 году число дней заболеваемости с временной утратой трудоспособности (далее – ЗВУТ) в целом по республике уменьшилось на 46279 и составило 763,6 на 100 работающих. В структуре ЗВУТ по-прежнему первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, травмы и отравления, болезни костно-мышечной системы и системы кровообращения.
Наибольшие потери рабочих дней от невыхода на работу в связи с болезнью как у мужчин, так и у женщин приходятся на возраст 45-49 лет (15,0 процентов случаев). Частота случаев ЗВУТ среди мужчин и женщин составляет соответственно 52,6 и 67,3 на 100 работающих соответствующего пола. Мужчины по сравнению с женщинами на 8,9 процента меньше теряют дни нетрудоспособности (уровень ЗВУТ соответственно 723,3 и 794,1). При этом средняя продолжительность одного случая заболевания у мужчин составляет 13,7 дня, у женщин – 11,8 дня.
Вместе с тем в Чувашской Республике в целом сохранена положительная тенденция снижения травматизма на производстве. За последние десять лет число пострадавших на производстве сократилось с 1511 до 461 человека, а погибших – с 90 до 41 человека. Число пострадавших в расчете на 1000 работающих за это время снизилось более чем в 2 раза и составило в прошедшем году 2,0 человека (в 1996 году – 4,1 человека). Несмотря на сокращение числа пострадавших, по уровню производственного травматизма Чувашия продолжает занимать ведущие позиции в Приволжском федеральном округе, уступая лишь Республике Башкортостан и Пензенской области. Потери рабочего времени вследствие временной нетрудоспособности из-за травм на производстве в 2006 году снизились по сравнению с 2005 годом на 15,0 процентов. В результате несчастных случаев на производстве каждый пострадавший в среднем за год отсутствовал 33,1 рабочего дня (в 2005 году – 37,5 рабочего дня).
Число смертельных случаев на производстве по-прежнему остается высоким. По оперативным данным Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, в 2006 году в Чувашии на производстве погиб 41 человек (в 2005 году – 35), 108 человек получили тяжелые травмы (в 2005 году – 128). За 10 месяцев 2007 года на производстве погибли 27 человек против 37 за аналогичный период прошлого года, 85 человек получили тяжелые травмы против 92 за аналогичный период прошлого года.
Большинство несчастных случаев, происшедших на производстве, являются результатом неудовлетворительной организации производства работ и нарушения трудовой дисциплины. К причинам несчастных случаев следует также отнести несоблюдение работодателями, ответственными должностными лицами требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда; пренебрежение проблемами охраны труда в сфере малого предпринимательства; снижение требовательности к контролю за соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда.
В Чувашской Республике неуклонно растет количество работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. В 2006 году в таких условиях труда было занято 26,1 тыс. человек, или 20,5 процента работников обследованных организаций (в 2005 году – 18,8 процента, в 1997 году – 16,2 процента). Доля женщин, занятых на рабочих местах такого рода, составила 9,2 тыс. человек, или 35,1 процента (в 2005 году – 15,0 процентов, в 1997 году – около 25 процентов). Всего в республике в 2006 году 48,2 тыс. человек (37,7 процента списочной численности, в 2005 году – 38,3 процента, в 1997 году – 35,7 процента) были заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, среди них 17,4 тыс. женщин (29,3 процента списочной численности, в 2005 году – 31,5 процента, в 1997 году – около 12,0 процентов).
Неудовлетворительные условия труда становятся причиной профессиональных заболеваний. В Центре профпатологии Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в 2006 году обследован 11101 человек (в 2005 году – 9213). Медицинский осмотр прошли 1014 человек (в 2005 году – 1252). Среди больных, принятых впервые по направлению на обследование и экспертизу, выявлено подозрение на связь заболевания с профессией у 238 человек (в 2005 году – 248), из них в г. Чебоксары – 59 (0,16 процента от общего числа осмотренных), других районах и городах республики – 179 (0,55 процента), первично установлен диагноз «Профессиональное заболевание» у 65 больных (в 2005 году – 75). Стационарное лечение прошли 472 человека (в 2005 году – 503). Таким образом, показатель профессиональной заболеваемости в 2006 году составил 1,52 на 10000 работающих (в 2005 году – 1,76, в 2004 году – 1,49, в 2003 году – 2,55, в 2002 году – 3,04). В среднем по Российской Федерации данный показатель в 2006 году составил 1,58.
По состоянию на 1 января 2007 г. на диспансерном учете состояли 2452 профессиональных больных (в 2005 году – 2444, в 2004 году – 2369, в 2003 году – 2335, в 2002 году – 2263, в 2001 году – 2181, в 2000 году – 2100). Средний возраст профессиональных больных составляет 50–54 года, причем у мужчин – 50–54 года, у женщин – 45–49 лет.
Причинами и условиями возникновения хронических профессиональных заболеваний в 2006 году послужили несовершенство технологических процессов – 36,9 процента, конструктивные недостатки машин и оборудования – 40,0 процентов, несовершенство санитарно-технических установок, нарушение режима труда и отдыха – по 4,62 процента.
За 10 месяцев 2007 года в республике выявлено 43 профессиональных заболевания (за аналогичный период 2006 года – 60).
По данным федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике», только в 2006 году впервые признаны инвалидами вследствие профессионального заболевания 21 человек (в 2005 году – 25 человек), а вследствие травм на производстве –
45 человек (в 2005 году – 54 человека).
Одним из механизмов улучшения условий и охраны труда является аттестация рабочих мест по условиям труда, которая позволяет комплексно оценить условия труда на каждом рабочем месте с учетом совокупности всех факторов производственной среды и наметить конкретные мероприятия по их улучшению. Основной проблемой в развитии аттестации рабочих мест по условиям труда являются непонимание со стороны работодателей необходимости ее проведения, а также низкая требовательность по этим вопросам со стороны органов государственного контроля и надзора. В результате, несмотря на обязательное требование трудового законодательства, удельный вес организаций, завершивших аттестацию рабочих мест по условиям труда, на протяжении ряда лет не превышает 2,3 процента от общего количества зарегистрированных в Чувашской Республике организаций.
Оценка сложившейся ситуации показывает, что проблемы производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, улучшения условий труда, здоровья работающих требуют программно-целевого комплексного подхода как на республиканском, так и на местном уровне.
Необходимо развивать современную систему мониторинга условий и охраны труда с учетом оценки существующих профессиональных рисков, аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В целях создания системы оценки профессиональных рисков необходимо создание реестра рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. Целесообразно продолжить совершенствование государственной системы управления охраной труда, форм и методов контроля за состоянием условий и охраны труда, развитие медицины труда и технологий формирования здоровья работающих, физической культуры и спорта с учетом специфики производства, пропаганду здорового образа жизни и отказа от вредных для здоровья привычек среди трудоспособного населения. Особое внимание следует уделять вопросам охраны труда в субъектах малого предпринимательства, роль которых в развитии современной экономики возрастает.
Важным направлением в работе по улучшению условий и охраны труда должно стать внедрение работодателями современных систем производственной безопасности и здоровья, базирующихся на международном стандарте серии OHSAS 1800. Переход от системы ликвидации последствий аварий, несчастных случаев на производстве к системе оценки производственных рисков позволит повысить эффективность профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Одним из способов быстрого и эффективного перехода к таким системам может стать внедрение интегрированных систем менеджмента на основе управления качеством.
На сегодняшний день обеспеченность работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты по результатам экспертиз качества аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных проверок составляет около 80 процентов. Работодатели стремятся сэкономить средства за счет приобретения более дешевых видов средств индивидуальной защиты, которые уступают по качеству более дорогим, но сертифицированным видам. В целях обеспечения работников современными и качественными средствами индивидуальной защиты Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики совместно с поставщиками и производителями средств индивидуальной защиты планируется разработка и реализация на крупных и средних промышленных предприятиях республики целевых программ внедрения современных средств безопасности работающих, включающих организацию на территориях предприятий выставок и демонстраций современных средств индивидуальной защиты, бесплатное обучение работников по их применению, оказание практической и методической помощи руководителям и специалистам предприятий по выбору и внедрению средств индивидуальной защиты, а также испытание их опытных образцов.
В Чувашской Республике доказана эффективность финансово-организационной модели охраны труда и здоровья работающих, учитывающей опыт не только России, но и развитых зарубежных стран.
Настоящая Программа отражает современные подходы к данной проблеме и предполагает комплексное взаимодействие всех социальных институтов в решении вопросов охраны труда и сохранения здоровья работающих. Целенаправленная государственная политика в области улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих позволит создать эффективные механизмы управления профессиональными рисками, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сохранить и увеличить трудовой потенциал республики.
Государственным заказчиком Программы выступает Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. В ее разработке приняли участие органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в области государственного надзора и контроля, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, Чувашское республиканское объединение организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф», Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, организации в Чувашской Республике.
II. Основные цели и задачи Программы.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы
К основным целям Программы относятся:
снижение профессиональной заболеваемости, производственного травматизма;
сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий и охраны труда.
Для достижения указанных целей Программы необходимо решить следующие задачи:
снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышение качества рабочих мест и условий труда;
сокращение смертности населения в трудоспособном возрасте от предотвратимых причин;
развитие системы обучения по охране труда;
сохранение и укрепление физического, психического здоровья работающих, обеспечение их профессиональной активности и долголетия;
внедрение работодателями современных систем менеджмента охраны труда, основанных на международных стандартах;
информационное обеспечение здорового образа жизни и охраны труда работающего населения.
Динамика целевых индикаторов и показателей эффективности
реализации Программы
|
Единица измерения |
Базовое значение
(2006 г.) |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Смертность населения в трудоспособном возрасте в расчете на 100 тыс. населения соответствующего возраста
|
человек |
703,1 |
682,7 |
674,2 |
665,0 |
Количество пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих
|
человек |
2,0 |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
Количество впервые выявленных профессиональных больных в расчете на 10000 работающих
|
человек |
1,5 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
Количество рабочих мест, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, в общем количестве
|
% |
61,0 |
64,0 |
67,0 |
70 |
Количество организаций, охваченных аттестацией рабочих мест по условиям труда, в общем количестве |
% |
2,5 |
4 |
8 |
10 |
III. Перечень программных мероприятий
Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Мероприятия Программы распределены по шести направлениям:
совершенствование нормативных правовых актов в области условий и охраны труда и здоровья работающих;
организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих;
усиление надзора и контроля в области условий и охраны труда;
учебное и научное обеспечение охраны труда и здоровья работающих;
профилактика заболеваемости, оздоровление и реабилитация работающих;
информационное обеспечение охраны труда и здоровья работающих.
Мероприятия по реализации Программы проводятся согласно приложению № 1 к Программе.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
(тыс. рублей)
Объемы затрат по источникам финансирования |
Этапы реализации |
2008–2010 гг. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Всего
|
450642,75 |
143246,25 |
149878,60 |
157517,90 |
из местных бюджетов*
|
820,00 |
270,00 |
273,00 |
277,00 |
из внебюджетных источников** |
449822,75 |
142976,25 |
149605,60 |
157240,90 |
______
* Средства местных бюджетов будут использованы в случае установления расходных обязательств нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
** Финансирование за счет внебюджетных средств предполагает использование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профсоюзов, обучающих организаций, органов по сертификации работ по охране труда.
Исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики объемы средств, направляемых на реализацию Программы, могут уточняться.
V. механизм реализации программы
Государственным заказчиком – координатором Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, осуществляющих меры по выполнению Программы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы, а также общий контроль за реализацией Программы.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2011 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2011 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики.
По истечении срока реализации Программы Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о выполнении мероприятий Программы.
Оценка социальной и бюджетной эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится в сравнении с 2006 годом с учетом следующих показателей:
снижение смертности населения в трудоспособном возрасте не менее чем на 5,5 процента;
снижение производственного травматизма не менее чем на 10 процентов;
снижение первичной профессиональной заболеваемости на 20 процентов;
увеличение количества рабочих мест, отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, на 10 процентов;
увеличение количества организаций, охваченных аттестацией рабочих мест по условиям труда, в 4 раза.
Оценку эффективности расходования бюджетных средств планируется осуществлять по годам в течение срока реализации Программы.
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы обусловлены деятельностью организаций отраслей экономики в сфере улучшения условий и охраны труда, здоровья работающих на ближайшие годы, связанной с реализацией Трудового кодекса Российской Федерации и целого ряда федеральных законов и законов Чувашской Республики в области охраны труда и здоровья граждан.
Социальная эффективность от реализации мероприятий Программы выражается в сокращении численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда; обеспечении социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; снижении уровня заболеваемости, производственного травматизма, инвалидизации и смертности работающих; повышении социальной защиты работников от профессиональных рисков и их удовлетворенности условиями труда; повышении трудоспособности и производительности труда.
Экономическая эффективность от реализации Программы достигается за счет снижения материальных затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной заболеваемостью; приведения рабочих мест в производственной сфере в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями безопасности труда; сокращения потерь рабочего времени; снижения затрат на компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда; предотвращения материального ущерба от аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; уменьшения страховых взносов, сокращения штрафов за нарушение требований законодательства об охране труда.
Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда, здоровья работающих выражается в увеличении доходов организаций, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве или их родственникам в связи с потерей кормильца, уменьшении расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, специальный медицинский уход, лечение и обеспечение инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости приспособлениями для трудовой деятельности и транспортными средствами.
Методика расчета экономической эффективности реализации Программы изложена в приложении № 2.
Ожидаемый экономический эффект от реализации мероприятий Программы составляет 366,1 млн. рублей.