Влияние социально-экономических процессов на состояние преступности.
Социально-экономические процессы, происходящие на территории Ленинского района г. Чебоксары, оказали существенное влияние на состояние оперативной обстановки. Всего на территории района за январь-сентябрь 2010 года выявлено 609 лиц совершивших преступления. Основные категории лиц, наиболее часто совершающих противоправные деяния, это неработающие, ранее судимые, несовершеннолетние, а также лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией.
За счет лиц, без постоянного источника дохода в т.ч. безработных, а так же лиц ранее совершавших преступления происходит основная подпитка криминальной среды. Доля лиц совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения составляет на территории обслуживания УВД1- 9,3 %, ОМ № 1 -6,5%, а лицами ранее совершавшими преступления на территории обслуживания УВД -35,5%, ОМ № 1-37,5% в общем числе выявленных преступников.
Особую тревогу вызывает распространение пьянства и алкоголизма в подростковой и молодежной среде.
Работа по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений остается одним из значимых направлений в деятельности отдела. Зачастую семейное дебоширство, «пьяные разборки» влекут за собой серьезные криминальные последствия - убийства, причинения тяжкого вреда здоровью. Причем большинство указанных преступлений совершается во время либо сразу после распития спиртного.
Вопросы противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков являются одним из наиболее важных аспектов правоохранительной деятельности. Вовлечение в незаконный оборот наркотических веществ подростков и молодежь возводит эту проблему в разряд общенациональной безопасности.
В январе-сентябре 2010 года увеличилась доля участия Т.О. УВД и
отдела милиции № 1 УВД по г. Чебоксары в выявлении преступлений
данной категории. В результате целенаправленной работы с учреждениями образования п о выявлению сбытчиков наркотических средств в студенческой среде, было поставлено на учет 34 преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств. Процент раскрываемости преступлений данной категории составил Т.О.УВД -40,0%, а ОМ № 1 - 53,8%.
За нарушение административного законодательства в районе привлечено к ответственности 19022 (Т.О.УВД -11912; ОМ № 1-7110) человека. Сумма наложенного штрафа составляет 5.136.900 (Т.О.УВД-3.266.500; ОМ№ 1-1.870.400) руб.
В целях профилактики совершения подростками противоправных деяний, проводится соответствующая работа в учебных заведениях. На плановой основе проводятся занятия с учащимися и педагогическими коллективами по проблемам подростковой преступности и организации охраны и защиты учебных заведений от террористических проявлений и иных преступлений. Вопросы организации социальной помощи подросткам регулярно вносятся для обсуждения на районную комиссию по делам несовершеннолетних под председательством заместителя главы Ленинского района г. Чебоксары Иванова Е.А.
Принимается комплекс мер по повышению уровня доверия граждан к деятельности отделов милиции УВД по г. Чебоксары, а также соблюдению в служебной деятельности прав и свобод человека и гражданина. Во взаимодействии со средствами массовой информации проводится серьезная информационно-пропагандистская работа. Итогом проводимой работы является постепенное, но неуклонное повышение доверия граждан к деятельности отделов милиции УВД по г. Чебоксары.
Характеристика криминогенной ситуации по Ленинскому району г. Чебоксары.
Территорией обслуживания УВД и ОМ № 1 УВД по г. Чебоксары, были осуществлены комплекс мер, направленных на защиту граждан от преступных посягательств, обеспечение правопорядка и общественной безопасности.
За январь-сентябрь 2010 года в дежурную часть территории обслуживания УВД поступило 1833 заявлений и сообщений от граждан, в отдел милиции № 1- 1721 заявлений и сообщений от граждан.
Организационно-служебные приоритеты были направлены на предупреждение и пресечение террористической угрозы, противодействие незаконному обороту оружия и наркотиков, борьбу с организованной преступностью, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений, воссоздание системы общей и индивидуальной профилактики правонарушений, совершенствование системы реагирования на обращения граждан.
В результате принимаемых предупредительно-профилактических мер террористических актов, конфликтов на почве этнических или религиозных разногласий не допущено. В Ленинском районе г. Чебоксары сложилась стабильная межнациональная обстановка.
Активизирована работа по противодействию преступности в сфере экономики. Произошло наращивание усилий по выявлению фактов незаконного оборота оружия и наркотиков. Уделяется серьезное внимание вопросам укрепления учетно-регистрационной дисциплины.
За январь-сентябрь 2010 года на территории Ленинского района г. Чебоксары зарегистрировано 2512(на территории обслуживания УВД-1487, ОМ № 1-1025) преступлений, в том числе по линии криминальной милиции 1494 (Т.О.УВД-931, ОМ № 1-563) и милиции общественной безопасности 1018 (Т.О.УВД-556, ОМ№ 1-462).
Уровень преступности на 10 тыс. населения по г. Чебоксары составил 155,2 (за 2009 г. - 185,1) преступления, что выше средне - республиканского показателя на 41,4.
В структуре преступности преобладают преступления средней тяжести, доля которых составляет; 30% на территории обслуживания УВД и 31,8% - ОМ № 1; тяжкие, доля, которых составляет 29,7% - Т.О. УВД, ОМ № 1 - 24,1 %; преступления небольшой тяжести, доля которых составляет 36,9% - Т.О.УВД , ОМ № 1- 40,4%; доля особо тяжких преступлений на территории обслуживания УВД составила 3,3%, ОМ № 1 - 3,7%.
На территории Ленинского района г. Чебоксары за январь-сентябрь 2010 года зарегистрировано 5 убийства и покушений на убийства (Т.О. УВД- 4; ОМ № 1-1),умышленных причинений тяжкого вреда здоровью 19 преступлений (Т.О. УВД -8; ОМ № 1-11).
Наибольший удельный вес в структуре преступности приходится на хищения чужого имущества 53,5% (Т.О. УВД -53,1%; ОМ № 1-53,9%), всего их зарегистрировано 2512(Т.О.УВД-790; ОМ № 1-553).Увеличилось количество зарегистрированных преступлений экономической направленности с 615 до 622 (+7)(Т.О. УВД -531; ОМ № 1-91). Количество краж увеличилось на 2,2% и составило 785 преступлений (АППГ-768) (Т.О. УВД-386; ОМ № 1-399).
Произошло снижение количества грабежей на 15,4%, с 182 до 154(Т.О. УВД -75; ОМ № 1 - 79).
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
За январь-сентябрь 2010 года число хищений чужого имущества составило 1343 (за АППГ - 1303)(Т.О. УВД -790, ОМ № 1-553) их раскрываемость улучшилась и составила 55,3%(АГШГ-44,0%)(Т.О. УВД -60,4%, ОМ №1-48,0%).
Количество краж по сравнению с АППГ на 0,8%, всего их зарегистрировано 785 (Т.О. УВД -386, ОМ № 1 - 399). Зарегистрировано 42(Т.О. УВД -14, ОМ № 1-28) краж из квартир против 90 за аналогичный период 2009 года (-53,3%).
Количество неправомерных завладений АМТС возросла на 61,9% (Т.О. УВД-12, ОМ № 1-22), а их раскрываемость сократилась на 18,6%(Т.О. УВД -70,0%, ОМ № 1-60,0%).
В районе произошло снижение количества грабежей (с 182 до 154). Объектами посягательств открытого хищения являлись сотовые телефоны, что составляет 25% от всех зарегистрированных грабежей (Т.О. УВД -19,8%, ОМ № 1-31,2%).
Зарегистрировано 16(Т.О. УВД -6, ОМ № 1-10) за АППГ - 16) раз
бойных нападений, раскрываемость составила 84,0%, (Т.О. УВД-66,7% и
ОМ № 1 -100,0% (АППГ-58,8%).
За 9 месяцев 2010 года на территории Ленинского района г.Чебоксары совершено 4(Т.О. УВД-1, ОМ № 1-3)(за АППГ - 3) умышленных поджога имущества граждан, оконченных уголовных дел нет (АППГ - 6).
РАБОТА ГРУПП НЕМЕДЛЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ И «ПОИСК»
Большое внимание уделяется работе специализированных групп немедленного реагирования (ГНР) и «Поиск».
За 9 месяцев 2010 года группами «Поиск» произведено 27ГГ.О.УВД-2, ОМ № 1-25) фактов задержания преступников, по которым раскрыто 27 (Т.О. УВД -2, ОМ № -25) преступлений.
Раскрываемость преступлений по «горячим следам» с 01.01. по 30.09. 2010 года составила Т.О. УВД -78,6%, ОМ № 1-75,5%.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ
В целях реализации Федерального Закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» отделами милиции № 2 и № 3 УВД по г. Чебоксары проводится плановая работа, направленная на предупреждение и пресечение возможных террористических актов, устранение условий террористической и экстремистской деятельности, усиление надежности охраны особо важных объектов. Установлен жесткий контроль за обеспечением антитеррористической устойчивости собственных зданий.
За январь-сентябрь 2010 года осуществлен комплекс организационных, профилактических и оперативно - розыскных мероприятий по выявлению уязвимых в террористическом отношении мест, повышению антитеррористической защищенности объектов особой важности, объектов жизнеобеспечения и экономики, мест с массовым пребыванием граждан. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.06.2005 года №149-249дсп «Об усилении охраны военных, важных государственных, специальных объектов и объектах на коммуникациях при введении и обеспечении режима «Военное положение» утвержден перечень, в который вошли объекты подлежащие усиленной охране при введении и обеспечении режима «Военное положение».
Состояние правопорядка и основные результаты деятельности по территории обслуживания, закреп- 7 ленной за УВД и отдела милиции № 1 УВД по г. Чебоксары за 9 месяцев 2010 года.
В соответствии с методическими рекомендациями по составлению перечня объектов, подлежащих антитеррористической защите, за особо важными объектами, объектами повышенной опасности и жизнеобеспечения Ленинского района г. Чебоксары закреплены ответственные сотрудники. На территории Ленинского района расположено 54 объектов данной категории.
В целях выявления и пресечения каналов финансирования незаконных вооруженных формирований, организаций террористического и экстремистского характера проведены проверки предприятий, учрежденных выходцами из Северо-Кавказского региона и Средней Азии.
Организованы проверки имеющихся на территории района общественных объединений, этнических диаспор и землячеств, в т.ч. мусульманского вероисповедания на предмет возможного осуществления ими террористической и экстремистской деятельности.
Регулярно проводятся тактико-строевые занятия и штабные тренировки по отработке алгоритма действий личного состава при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
За январь - сентябрь 2010 года по г. Чебоксары проведено 7 тактико-строевых занятий и 6 штабных тренировок,.
Преступлений террористического характера за истекший период 2010 года не совершено.
БОРЬБА С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
За январь-сентябрь 2010 года выявлено 622 (Т.О. УВД-531, ОМ № 1-91) преступлений экономической направленности ( АППГ- 61 5), их раскрываемость составила в Т.О. УВД -84,6%, ОМ № 1-62,0 % (АППГ-84,5%).
Всего выявлено 99 (Т.О. УВД -88, ОМ № 1-11) фактов присвоения и растраты, 289(Т.О. УВД -235, ОМ № 1- 54)- мошенничеств.
Окончены производством уголовные дела по 445(Т.О. УВД -401, ОМ № 1-44) преступлениям экономической направленности (АППГ- 465).
Принятыми мерами обеспечено возмещение материального ущерба на сумму 159783 тыс.рублей, процент возмещенного материального ущерба от фактически причиненного составил Т.О. УВД -34,3% и ОМ № 1-10,7%.
РАСКРЫТИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Общая раскрываемость преступлений составила Т.О. УВД -67,0%, ОМ № 1-58,5%; преступлений компетенции криминальной милиции - Т.О. УВД -65,8%, ОМ № 1-55,7%; милиции общественной безопасности - Т.О. УВД -68,8%, ОМ № 1-61,9%.
Раскрываемость особо тяжких преступлений составила Т.О. УВД -76,9%, ОМ № 1-75,6%; тяжких преступлений - Т.О. УВД - 74,1%, ОМ № 1 -64,5%.
Количество нераскрытых преступлений снизилось с 931 до 889 (-423)(Т.О. УВД -475, ОМ № 1-414).
Повысилась раскрываемость квартирных краж на 11,8 % и составила 63,0% (Т.О. УВД -80,0%, ОМ № 1 - 54,8%)(АППГ - 51,2%).
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН
Подразделениями милиции общественной безопасности предприняты меры по дальнейшему совершенствованию организации работы, оптимизации несения службы патрульно-постовыми нарядами, обеспечению готовности личного состава к выполнению задач в условиях осложнения оперативной обстановки.
В целях стабилизации криминогенной обстановки в общественных местах приняты меры по уплотнению патрульных нарядов. Внесены соответствующие коррективы в план единой дислокации постов и маршрутов. Организовано проведение заслонно-засадных мероприятий, ужесточен контроль за несением службы ночными нарядами.
Показатель уровня уличной преступности является основным индикатором состояния защищенности населения от криминальных проявлений. Обеспечение безопасности жителей района от преступных посягательств, в том числе террористической угрозы, повышение защищенности мест массового пребывания граждан является одним из приоритетов правоохранительных органов.
На профилактику правонарушений значительное влияние оказывает оборудование систем видеонаблюдения, которые позволяют контролировать обстановку и своевременно реагировать на различные криминальные проявления.
В рамках реализации указанных целей в настоящее время разработана Целевая программа «Безопасный город» на 2008 - 2010 годы в г. Чебоксары. Целевая программа «Безопасный город» г. Чебоксары принята депутатами Чебоксарского городского собрания.
Эффективной формой воздействия на состояние уличной преступности является работа стационарных постов милиции (СПМ). Изучение общественного мнения показывает, что граждане в большинстве своем положительно относятся к функционированию СПМ, высказывая мнение, что они являются наиболее приемлемым и экстренным средством связи населения с милицией.
В целях стабилизации оперативной обстановки, профилактики, предупреждения и пресечения преступлений, совершаемых на улицах и в других общественных местах, к патрулированию на территории Ленинского района г. Чебоксары дополнительно выделяются сотрудники аппарата МВД, отдельного батальона охраны и конвоирования МВД, слушатели Учебного центра МВД, сотрудники частных охранных предприятий и служб безопасности, члены народной дружины.
ОВО г. Чебоксары УВО при МВД по Чувашии проводилась целенаправленная работа по обеспечению надежности охраны объектов, правопорядка и общественной безопасности, а также реализации комплексных мер по усилению инженерно-технической укреплённости и антитеррористической защищенности объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и мест с массовым пребыванием граждан. Обеспечен прирост количества охраняемых объектов, квартир и других мест хранения личного имущества граждан к количеству охраняемых на начало текущего года.
Говоря о работе ОГИБДД УВД по г. Чебоксары, следует отметить, что по сравнению с аналогичным периодом 2009 года удалось стабилизировать обстановку с аварийностью на дорогах. Количество ДТП уменьшилось на 23,4%, число травмированных на 23,2%.
Состояние преступности среди несовершеннолетних.
УВД по г. Чебоксары особое внимание уделяется профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Регулярно принимает участие в проведении профилактических мероприятий под условными наименованиями «Подросток», «Молодежь за здоровый образ жизни» и другие. Организовано проведение выступлений в средствах массовой информации, учреждениях образования с целью обучения учащихся способам защиты от преступных посягательств.
На территории Ленинского района г. Чебоксары несовершеннолетними или с их участием совершено 64 преступлений (Т.О. УВД - 30, ОМ № 1-34). Из них 6 относятся к категории преступлений небольшой тяжести, 31 - преступление средней тяжести, 23 - тяжким преступлениям.
В настоящее время на профилактическом учете состоят 120 подростков. Проводится работа с родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, не выполняющими обязанности по содержанию и воспитанию детей.
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ.
Основные усилия были направлены на недопущение совершения противоправных деяний и обеспечение неотвратимости наказания.
При раскрытии и расследовании преступлений большое внимание уделяется выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Ведется работа по исполнению Закона Чувашской Республики «О профилактике правонарушений».
УВД по г. Чебоксары принимает активное участие в работе районной комиссии по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту, городской антитеррористической комиссии. Значительную роль в осуществлении превентивного воздействия на лиц, склонных к совершению противоправных деяний, играют оперативно-профилактические операции («Рынок», «Алкоголь», «Подросток» и другие).
Проводится определенная работа в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 4 декабря 2002 года № 137 «О дополнительных мерах по усилению контроля за потреблением алкоголя, профилактике алкоголизма и пьянства».
Наиболее подвержена влиянию «пьяной» преступности сфера семейно-бытовых отношений.
Важнейшим профилактическим рычагом воздействия на преступность является административная практика. Выявлено 19022 административных правонарушений, в том числе: за мелкое хулиганство - 3301; по Закону Чувашской Республики от 23.07.2003 г. № 22 -2170.
По статье 16 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» (изготовление или приобретение в целях сбыта, сбыт, хранение спиртных напитков кустарного изготовления) составлено 72 административных протокола.
За январь-сентябрь 2010 года выявлено 12046 нарушений антиалкогольного законодательства, наложено штрафных санкций на общую сумму 34.535.900 рублей, сумма невзысканных штрафов составила 2.484.600 рублей.
Лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, совершено 91 (Т.О. УВД - 67, ОМ № 1-24) преступлений. Наиболее подвержена влиянию «пьяной» преступности сфера семейно-бытовых отношений.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
За истекший период 2010 года оперативная обстановка находилась под контролем. Сократилось общее число преступных деяний. Уменьшилось число зарегистрированных особо тяжких преступлений, небольшой тяжести, убийств, изнасилований, краж из квартир и АМТС, грабежей.
Снизилась аварийность на дорогах Ленинского района г. Чебоксары, число раненых в ДТП.
В целях решения задач необходимо обеспечить:
выполнение комплексной программы по профилактики правонарушений в Чувашской Республике на 2009-2012 годы;
строгое соблюдение законности при расследовании уголовных дел. Направить следственные действия на максимальную реализацию имеющихся возможностей для сбора доказательств, установления обстоятельств совершения преступления и розыска лиц, их совершивших;
полноту учета и регистрации преступлений, соблюдение законности при разрешении жалоб и заявлений граждан, повышение эффективности применения оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов. Повысить роль и ответственность руководителей за организацию данной работы, ужесточить контроль за ее состоянием;
продолжить работу по:
раскрытию преступлений, в особенности тяжких и особо тяжких, а также преступлений прошлых лет;
реализации комплекса мер по совершенствованию государственной системы профилактики правонарушений, ее законодательной базы, ранней профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, алкоголизма и наркомании, и в том числе среди подростков;
внедрению в повседневную деятельность технических средств объективного контроля, а также созданию ведомственных сегментов аппаратно-программных комплексов «Безопасный город»;
развитию профилактической направленности деятельности участковых уполномоченных милиции на обслуживаемой территории, укреплению их позиций в общественной среде. Сосредоточить усилия службы на реализации мероприятий по ранней индивидуальной профилактике в жилом секторе, в том числе пропаганде имущественной безопасности по месту жительства населения, предупреждении и пресечении преступлений, совершаемых на бытовой почве, полноценном формировании информационных учетов, паспортов на жилой дом и административный участок. Принять меры по повышению участия службы УУМ в раскрытии преступлений, выявлению преступлений превентивной направленности;
проведению профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, в том числе несовершеннолетними и ранее судимыми, с целью недопущения совершения ими повторных преступлений;
предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, совершаемых на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах, нарушений антиалкогольного законодательства, в том числе правил реализации и распития пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
повышению личной ответственности руководителей за состояние, организацию и эффективность воспитательной работы с подчиненными.